суббота, 24 декабря 2016 г.

Про восстановление миелина и нейронные связи при РС

Начнем с самых азов  как устроен нейронТипичный нейрон состоит из 3-х частей: тела , дендритов и аксона. Дендриты принимают сигнал от других нейронов (это input нейрона), а аксон передает сигналы от тела нейрона к другим нейронам (output). Место контакта аксона одного нейрона и дендрита другого нейрона называется синапсом. Сигнал принимаемый с дендритов суммируется в теле и если он превышает определённые порог, то генерируется нервный импульс.

Постоянно работающий нейрон с течением времени покрывается оболочкой из особого вещества, которое называется миелин. Миелин увеличивает эффективность нейрона как проводника электрических импульсов. По аналогии - изолированные провода выдерживают большую нагрузку, чем оголенные. Покрытые миелиновой оболочкой нейроны работают без затраты излишних усилий, что свойственно медленным, «открытым» нейронам. Нейроны с миелиновой оболочкой выглядят скорее белыми, чем серыми, поэтому мы разделяем наше мозговое вещество на «белое» и «серое». 
Сейчас принято в медицинском мире говорить о том, что причина РС лежит нарушении миелиновой оболочки нейронов нашего мозга.   Это не совсем правильно. В статье "Как заботится о мозге при РС"  я уже рассказывала об устройстве нашего мозга и Вы уже знаете, что мыслительный процесс осуществляется клетками - нейронами, которые группируются в готовые шаблоны - паттерны.

Окружающий мир воздействует на органы чувств человека, посылаются соответствующие электрические импульсы в мозг. Электрические импульсы прокладывают новые нейронные пути. По новым нейронным путям пойдут новые импульсы и т.д. Каждый человек - драгоценное сокровище, он имеет личный опыт. 

При рождении человек уже обладает большим количеством нейронов. При этом количество связей между ними невелико. Нейронные связи строятся по мере взаимодействия человека  с окружающим Миром и в конечном счете и создают человека таким, какой он есть. Человек может в течение своей жизни создавать в своем мозгу новые связи, в отличие от низкоорганизованных живых существ, которые умеют только устойчивые связи - наш способ исцеления РС.

Но в разном возрасте мы проходим разные этапы формирования пресловутых миелиновых оболочек и это надо понимать. Большая часть нейронов у ребенка  покрываются миелином к двум годам. К этому возрасту его тело умеет двигаться, видеть и слышать. Когда рождается млекопитающее, в его мозгу должна сформироваться ментальная модель окружающего его мира, что предоставит ему возможности для выживания. Поэтому выработка миелина у ребенка максимальна при рождении, а к семи годам снижается. К этому времени человека уже не надо учить заново истинам, что огонь обжигает,  а земное тяготение может заставить упасть. 


Нейронные цепочки формируются только за счет активных нейронов 

Те нейроны, которые активно не используются мозгом, начинают постепенно ослабевать уже у двухлетнего ребенка. Как ни странно, это способствует развитию его интеллекта. Сокращение числа активных нейронов позволяет маленькому человеку не скользить рассеянным взглядом по всему вокруг, что свойственно новорожденному, а опираться на нейронные пути, которые у него уже сформировались. Двухлетний малыш способен уже самостоятельно концентрироваться на том, что доставляло ему в прошлом приятные ощущения типа знакомого лица или бутылочки с его любимой едой. Он может остерегаться того, что в прошлом вызвало у него отрицательные эмоции, например драчун на детской площадке или закрытая дверь. Юный мозг полагается уже на свой небольшой жизненный опыт в том, что касается удовлетворения нужд и избегания потенциальных угроз. 

Как бы ни строились нейронные связи в мозге, человек ощущает их как «истину». 

В возрасте от двух до семи лет процесс оптимизации мозга у ребенка продолжается. Это заставляет его соотносить новый опыт со старым, вместо того чтобы накапливать новые переживания каким-то отдельным блоком. Тесно переплетенные нейронные связи и нервные пути составляют основу нашего интеллекта. Человек создает их, разветвляя старые нейронные «стволы», вместо того чтобы создавать новые. Таким образом, к семи годам мы обычно четко видим то, что уже однажды видели, и слышим уже однажды услышанное

Представьте себе, что вы солгали шестилетнему ребенку. Он верит вам, потому что его мозг жадно впитывает все, что ему предлагается. Теперь предположите, что вы обманули ребенка восьми лет. Он уже подвергает ваши слова сомнению, потому что сравнивает поступающую информацию с уже имеющейся у него, а не просто «проглатывает» новые сведения. В возрасте восьми лет ребенку уже труднее формировать новые нейронные связи, что толкает его на использование уже имеющихся. Опора на старые нейронные цепочки позволяет ему распознать ложь. Это имело огромное значение с точки зрения выживания для того времени, когда родители умирали молодыми и детям с малых лет приходилось привыкать заботиться о себе. 

В подростковом возрасте мозг еще не достаточно сформирован. Мозг «миелинирует» весь наш жизненный опыт. Так что если в жизни подростка возникают незаслуженные награды или обиды, то он именно их крепко запоминает. Некоторые родители воспринимают ситуацию, как то, что мозг подростков не полностью оформился. Поэтому очень важно целенаправленно понимать, какой жизненный опыт они впитывают. Если позволить подростку избегать ответственности за свои действия, то можно сформировать у него разум, который будет ожидать возможности уклонения от такой ответственности и в дальнейшем. Или наоборот, формируется вседозволенность, чувство халявы.


В юности люди формируют определенные нейронные связи, позволяя другим постепенно угасать. Некоторые из старых нейронных связей исчезают, будучи невостребованными. Это помогает сделать мыслительный процесс человека более эффективным и целенаправленным. Конечно, с возрастом человек получает все новые знания. Однако эта новая информация концентрируется в тех областях мозга, в которых уже существуют активные электрические пути. Например, если наши предки рождались в охотничьих племенах, то быстро набирали опыт охотника, а если в племенах землепашцев — сельскохозяйственный опыт. Таким образом мозг настраивался на выживание в том мире, в котором они реально существовали. 

По достижению половой зрелости люди старались завести детей. Нашим предкам нужно было успеть решить первоочередные насущные задачи, которые обеспечивали выживание их потомства. Во взрослом состоянии люди больше использовали новые нейронные связи, чем перенастраивали старые. 

Поэтому исторически в период полового созревания человека формирование миелина в его организме 
возрастает. Человеку предстоит осуществить новую настройку своего мозга на поиск наилучшего брачного партнера. Часто в брачный период люди мигрируют в новые группы. Поэтому им приходится привыкать к новым местам в поисках пищи, а также к новым соплеменникам. В поисках брачной пары люди также нередко вынуждены перемещаться в новые племена или кланы и постигать новые обычаи и культуру. Рост выработки миелина в период полового созревания как раз всему этому и способствует. Естественный отбор устроил мозг таким, что именно в этот период он меняет ментальную модель окружающего мира. 


Кстати, истории, как влюбленные с зараженном чумой городе оставались здоровыми - именно об этом. Чума - бессильна перед любовью). В период своего «миелинового расцвета», человек создает мощные и разветвленные нейронные пути в  мозгу. Поэтому так часто гениальность человека проявляется в детстве - гениальные художники, музыканты или спортсмены.


Именно поэтому таким трудным становится изучение иностранных языков или горные лыжи с окончанием юношеского возраста. Будучи уже взрослыми, человек может запоминать иностранные слова, но чаще всего не может быстро подбирать их для выражения своих мыслей. Это происходит потому, что вербальная память концентрируется у человека в тонких, не покрытых миелином нейронах. Мощные миелинизированные нейронные связи заняты у человека высокой мыслительной деятельностью, поэтому новые электрические импульсы с трудом находят свободные нейроны

В детстве и юности человек вольно или невольно формирует большое количество нейронных связей, в том числе и токсичных, вредных, которые наносят ему урон. Становясь взрослыми и осознанными человек пересматривает шаблоны нашего поведения и часто желает запускать действие серотонина, дофамина, эндорфина и окситоцина по своему желанию.


Но взрослый человек с трудом формирует новые нейронные связи. Просто старые нейронные связи создают атмосферу безопасности. Потребность в безопасности заложена в мозг человека еще в древности и отказ или изменение нейронных связей воспринимается как угроза выживанию. Любые новые нейронные связи неустойчивы и хрупки по сравнению со старыми.

Более того, если человек собой не занимается, то новые нейронные связи у него не формируются, даже если он понимает, что необходимо менять свою жизнь. Это блестяще показано в книге Юрия Нагибина "Срочно требуются седые человеческие волосы". В жизни главного героя осуществилась мечта, но он не сумел принять ее, потому что уже не был способен на это.



Так трудно для исцеления от РС переформатировать мозг, создавая новые нейронные связи. Поначалу необходимо собственное желание и поддержка других людей.  Надо хвалить себя за настойчивость, радоваться успехам, отмечать их как праздник, как победу.


Жизненный опыт повышает эффективность работы синапса. В мозге человека имеется более 100 триллионов синаптических связей. И наш жизненный опыт играет важную роль, чтобы проводить по ним нервные импульсы так, чтобы это соответствовало интересам выживания. 

На сознательном уровне вы не можете решать, какие именно синаптические связи вам следует развивать. Они формируются двумя основными способами: 

1) Постепенно, путем многократного повторения. 

2) Мгновенно, под воздействием сильных эмоций. 

Синаптические связи строятся на основе повторения или эмоций, пережитых человеком в прошлом. Разум человека существует за счет того, что нейроны его мозга образовали связи, которые отражают удачный и неудачный опыт. Некоторые эпизоды из этого опыта были «закачаны» в мозг человека благодаря «молекулам радости» или «молекулам стресса», другие были закреплены в нем благодаря постоянным повторениям. Когда модель окружающего мира соответствует той информации, которая содержится в синаптических связях, электрические импульсы пробегают по ним легко, и человеку кажется, что он вполне в курсе происходящих вокруг него событий. 

Между активно используемыми человеком нейронами образуются новые синаптические связи 

Каждый нейрон может иметь много синапсисов, потому что у него бывает много отростков или дендритов. Новые отростки у нейронов образуются при его активной стимуляции электроимпульсами. По мере того как дендриты растут в направлении точек электрической активности, они могут приблизиться настолько, что электрический импульс от других нейронов может преодолеть расстояние между ними. Таким образом рождаются новые синаптические связи, на уровне сознания человек получает связь между двумя идеями, и главное - исцеляет РС . 

Свои синаптические связи человек не чувствовать или ощущать, но легко может увидеть это в других. Человек, любящий собак, смотрит на весь окружающий мир через призму этой привязанности. Человек, увлеченный современными технологиями, все на свете связывает с ними. Любитель политики оценивает окружающую реальность политически, а религиозно убежденный человек — с позиций религии. Один человек видит мир позитивно, другой — негативно. Как бы ни строились нейронные связи в мозге, люди не ощущают их как многочисленные отростки, похожие на щупальца осьминога. Человек ощущает эти связи как «истину». 

Рецепторы эмоций развиваются или атрофируются 

Для того чтобы электрический импульс мог пересечь синаптическую щель, дендрит с одной стороны должен выбросить химические молекулы, которые улавливаются специальными рецепторами другого нейрона. Каждое из нейрохимических веществ, вырабатываемых нашим мозгом, имеет сложную структуру, которая воспринимается только одним специфическим рецептором. Она подходит к рецептору, как ключ к замку. Когда человека захлестывают эмоции, то вырабатывается больше нейрохимических веществ, чем может уловить и обработать рецептор. Человек  чувствуете себя ошеломленным и дезориентированным до тех пор, пока его мозг не создаст больше рецепторов. Так человек адаптируетеся к тому, что «вокруг  что-то происходит». 

Когда рецептор нейрона продолжительное время неактивен, он исчезает, оставляя место для появления других рецепторов, которые могут вам понадобиться. Гибкость в природе означает, что рецепторы у нейронов должны либо использоваться, либо они могут потеряться. «Гормоны радости» постоянно присутствуют в мозге, осуществляя поиск «своих» рецепторов. Именно так вы и «узнаете» причину своих позитивных ощущений. Нейрон «срабатывает», потому что подходящие молекулы гормонов открывают замок его рецептора. А затем на основе этого нейрона создается целая нейронная цепь, которая подсказывает человеку, откуда ожидать радости в будущем. 

То есть, человек сам или с помощью доброго окружения может исцелить РС. И при этом нельзя убивать себя приемом стимуляторов, гормонов или  прочих чужеродных средств. Мы помогаем своему мозгу, а не кидаем волшебные таблетки, не глушим его гормонами и другими изысками фармацевтической промышленности

На сегодня все.

Будьте здоровы!
До встречи!

Елена Карлинская 
http://rsclerosis.ru/
skype: elenakarlinskaya 
tel:  
e-mail: elenakarlinskaya0@gmail.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий