воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Треугольник судьбы Картмана и исцеление РС!

Занимаясь исцелением рассеянного склероза я обнаружила, что и я сама и мои клиенты иногда попадают в известную социальную и психологическую ловушку, которая получила название "треугольник судьбы" или "треугольник Картмана". 

Психологическая и социальная модель "треугольник Картмана" относится к транзакционному анализу и была придумана Стивеном Картманом в 1968 году и до сих пор успешно используется в психологии и психотерапии. Как Вы знаете - треугольник устойчивая фигура и попав в него человек принимает на себя роли жертвы, избавителя и преследователя, чаще всего пробует каждую роль, то есть каждый участник по очереди играет свою роль. 

Интересно то, что треугольник быстро становится фракталом, то есть он "прирастает», в игру вступают все новые участники со стороны, которые образуют все новые и новые треугольники.

Модель "треугольник Картмана" описывает три привычные психологические роли (или ролевые игры), которые люди часто занимают в ситуациях:
  • Персонаж, который играет роль жертвы
  • Персонаж, который оказывает давление, принуждает или преследует жертву — преследователь 
  • Спасатель или избавитель, который вмешивается, как кажется, из желания помочь ситуации или слабому.

 Но все не так, как кажется. Как писал транзакционный аналитик Клод Штайнер: "Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует, Спасатель на самом деле не помогает, а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий".

Я сама болела рассеянным склерозом (то есть побывала жертвой) и выздоровела, более того, с удовольствием бесплатно помогаю своим друзьям-клиентам исцелиться (то есть несколько раз в день изображаю спасателя). Правда, я не стараюсь навязывать свои услуги, так что я точно не преследователь. И все получается, те кому надо получает свои результаты исцеления. Поэтому резонный вопрос - как я выбралась  не попала в пресловутый треугольник Картмана и почему из него выходят мои друзья-клиенты. То есть я побывала и жертвой и спасателем и все развивается.

И так, и я и мои друзья-клиенты в разные периоды жизни оказались в роли жертвы. Как от роли жертвы избавиться? 
  • Осознайте свою роль: я – жертва. Надо назвать её, про себя или вслух. При назывании в нашем мозгу и теле происходят удивительные процессы: возбуждение значительно снижается, падает уровень гормона стресса кортизола. Поймите чем роль для Вас привлекательна (нравится страдать и прикрываться своими несчастьями). Как на противно - роль неизлечимо больного РС имеет свои преимущества   
  • Захотите и  примите решение отказаться от роли очередной жертвы РС. На самом деле вы легко можете регулировать силу эмоции. Сядьте удобно, прикройте глаза и постарайтесь расслабиться. Сфокусируйтесь на переживании, которое сейчас испытываете. Как оно переживается в вашем теле? Не пытайтесь подавить или изменить эмоцию — просто наблюдайте. Через какое-то время вы заметите, что в переживании есть пики, когда ощущение достигает своего «болезненного» максимума, и спады, когда оно становится мягче, его интенсивность снижается. 
  • Наблюдайте за сменой пиков и спадов, словно бы «скользя по волне», как делают серферы в море. Вскоре вы обнаружите, что пики длятся очень недолго, а в остальные моменты вы вполне способны справится с переживаниями, они неприятны, но переносимы. Приступ переживания роли жертвы всегда случается с нами на пике эмоционального переживания, потому что кажется, что максимум неприятных болезненных ощущений будет длиться вечно, никогда не закончится. Это совсем не так.
  •  Поймите наконец, что  все, что есть в Вашей жизни, зависит от Вас, от Ваших мыслей, желаний и самое главное, действий. Полюбите себя! Выполните упражнение: Сядьте комфортно на пушистом ковре или в мягкой кровати. Теперь обхватите себя руками, нежно, бережно — обнимите себя. Сосредоточьтесь на своих ощущениях от этого объятия. Если они позитивные, то попробуйте их усилить, обняв себя покрепче, побаюкав себя в собственных объятиях или погладив по голове. Оставайтесь в этом состоянии столько, сколько Вам будет приятно. Попробуйте сказать себе что-нибудь утешительное, нежное. Это может казаться странным, глупым или даже раздражающим. Ничего страшного. Продолжайте делать это до тех пор, пока вы не почувствуете комфорт и расслаблениеПосле этого упражнения Вы чувствуете себя большим и сильным.  Перестаньте обвинять других в своих неудачах (хотя соблазн был большой!).
  • Правильно формулируйте вопросы: - Что я могу сделать? Как я могу сделать? Что я могу сделать прямо сейчас? 
        Примите ответственность на себя и действия и выздоравливайте!
Теперь я принимаю титанические усилия, чтобы не становиться спасателем. Обычно спасателями становятся те, кто не может решить свои проблемы и поэтому бросаются исправлять других. Со стороны гораздо проще давать советы, чем исправлять себя. Кроме того, многие неосознанно хотят, чтобы их хвалили, благодарили. Некоторые спасатели входят в роль просветленных гуру или небожителей. И конечно есть искушение сделать из другого человека послушную марионетку. Я не желаю пополнять ряды спасателей  и я выработала стратегию, которая позволяет оставаться самой собой. Делюсь!
  • Я даю советы, ссылаясь либо на свой частный опыт или проверяю на себе другой опыт. Но это лишь мое частное мнение, которое подтверждено моей практикой и практикой моих друзей-клиентов. В конечном счете каждый человек решает сам и ответственность за решение полностью на нем. Чаще всего для решения проблемы есть несколько вариантов и человек сам выбирает, то что подходит.
  • Если я не контролирую ситуацию, то я и не беру за нее ответственность.  А я только человек, а не Бог, соответственно не могу контролировать абсолютно все и в том числе действия другого человека, отвечать за его поступки. На берегу мы договариваемся с друзьями клиентами - кто и что делает, как делает, за что отвечает, критерии выполнения и невыполнения, что происходит, если что-то не сделано и почему.
  • Нельзя делать за человека то, что он может и должен желать сам. Я же таким образом лишаю его самостоятельности, творчества, веры в свои силы. Получается, что я сама отбираю у своего друга-клиента возможность приобрести опыт, набить шишки, ошибиться, а значит стать здоровым. И вместо отождествления себя с Мирозданием, восстановления любви Творца я закрепляю в нем чувство неполноценности.
  • Я стараюсь помочь, но никогда не даю гарантий, даже когда уверена в успехе. Без этого   человек не станет искать выход из болезни и надеяться, прежде всего, на себя.  В выходе из ситуации, Бог - творец, а мы оба - со творцы, и на все воля Мироздания. Но нет большей радости, чем помощь в проекте выздоровления, тем более для человека это неожиданный подарок. А если вы все же сможете помочь – ваша помощь будет принята с большей благодарностью, ведь ее особо и не ждали.
  • Я не навязываю свои услуги, не тешу свое самолюбие, не считаю человека не знающим или не умеющим. Просто на сегодняшний день официальная позиция государства и медицины по поводу РС устраивает далеко не всех. Люди, как не странно не хотят кормить собой никаких паразитов, а хотят жить и жить полноценной жизнью. Я предлагаю свои услуги лишь тем, кто просит помощи, то есть исчерпал свои ресурсы и нуждается в поддержке. Но мир устроен так, что мы поддерживаем друг друга и растем вместе все выше.
И наконец, роль преследователя. Она проявляется, когда снижена критичность к себе, направлена на окружающих и, вообще говоря является симптомом РС. Мы это знаем и поэтому будучи осознанными, не поддаемся, потому что, осознанный человек любит себя. 

Пока мы делим мир на хорошее и плохое, наш взгляд зашорен установленной программой РС, а значит я начинаю судить. Если вы судите, значит вы считаете себя вправе указывать Создателю, что он не прав. А ведь человек должен быть со-творцом Вселенной.

Повторю ещё раз: осуждая то или иное событие, мы осуждаем самого себя, а проявляя негативные эмоции по поводу чего-либо, каждый  человек просто разрушает свой организм. ЛЮБОВЬ !!! Вот на чём концентрируются Мудрые Люди !!! Любовь - показатель того, насколько человек любит себя. Пока мы делим мир на хорошее и плохое, наш взгляд зашорен установленными программами, а значит мы судим. Если мы судим значит мы считаем себя вправе указывать Мирозданию, что оно не право. 

А ведь, когда мы противопоставляем себя Вселенной, мы воспринимаемся ей как паразиты, то есть подлежим уничтожению. Повторю ещё раз: осуждая то или иное событие, Вы осуждаете самого себя, а проявляя негативные эмоции по поводу чего-либо, вы разрушаете свой организм. ЛЮБОВЬ !!! Вот на чём надо концентрироваться для исцеления РС. И конечно роль преследователя просто растворится за ненадобностью !!!

Будьте здоровы!

До встречи!
Елена Карлинская 

http://karlinskaya.blogspot.com/
http://rsclerosis.ru/
skype: elenakarlinskaya 
tel: +7-926-317-9501 
e-mail: elenakarlinskaya0@gmail.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий