С начала 90-х годов прошлого века после ликвидации СССР и по сей день, нам со всех сторон рассказывают о том, что Россия утрачивает способность к управлению, в частности управлению проектами и инновациями.
Данная статья призвана тезисно ответить на вопрос, почему же так получается и что делать, чтобы управление проектами и инновациями заняло свое достойное место в развитии нашей страны и перестало бы быть посмешищем для всего мира.
Во-первых, речь идет о том, что не существует единого универсального рецепта счастья в управлении проектами и инновациями. Многочисленные стандарты, методы и инструменты служат для решения разных задач, имеют различные ограничения и сферы применения и эти знания постоянно обновляются.
Кроме того, эти составные части должны быть предназначены для решения определенного типа задач и интегрированы между собой, иначе получается истинный кадавр - как на рисунке.
Кроме того, эти составные части должны быть предназначены для решения определенного типа задач и интегрированы между собой, иначе получается истинный кадавр - как на рисунке.
Необходимо определить, к какой из многочисленных школ управления относится то управление, которое мы собрались внедрять.
Я уже показала в статье "Краткий обзор западных школ менеджмента: польза, вред и приколы" , что понимание достижения успешного управления и, соответственно, выбор инструментов и методов различается и имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Для решения своих задач должны быть гармонизированы между собой теория, методы и инструменты управления проектами и инновациями.
Я уже показала в статье "Краткий обзор западных школ менеджмента: польза, вред и приколы" , что понимание достижения успешного управления и, соответственно, выбор инструментов и методов различается и имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Для решения своих задач должны быть гармонизированы между собой теория, методы и инструменты управления проектами и инновациями.
Даже при внедрении управления масштаба предприятия, необходимо разбираться не только в управлении проектами, но и в управлении процессами, управлении инновациями, управлениии финансами, активами, человеческими ресурсами - и все это в одной отнологии.
В зависимости от избранных методов и выбираются информационные модели и инструменты.
Одной из критических ошибок, которые вызвали упадок нашей страны была безоговорочная вера в стандарты PMI или инструментальные средства MicrosoftProject, без понимания возможности и ограничений для решения поставленных задач.
Во-вторых, для решения задач управления, в частности управления проектами надо ответить на четыре основных вопроса: чем мы управляем, как мы управляем , каковы требования к управляющему и какие международные требования в области управления проектами и инновациями адекватны для решения нашей задачи ?
Для ответа на эти вопросы существуют четыре отдельных типа стандартов и рекомендаций.
Процессные стандарты, те же стандарты PMI или Prince2 позволяют ответить на вопрос, чем мы управляем. То есть, в нем не определены такие важные вещи как жизненный цикл, участники, технологии пяти групп процессов (инициализация, планирование, исполнение, управление и закрытие проектов), состав документов и пр.
Но ведь не менее важен деятельностный подход, который позволяет ответить на вопрос – как мы управляем. И для ответа на этот вопрос и были созданы национальные стандарты управление проектами:
- NASA Project Management (США),
- BSI BS 6079 (Великобритания),
- APM Body of Knowledge (Великобритания),
- OSCEng (Великобритания),
- DIN 69901 (Германия),
- V-Modell (Германия),
- VZPM (Швейцария),
- AFITEP (Франция),
- Hermes method (Швейцария),
- ANCSPM (Австралия),
- CAN/CSA-ISO 10006-98 (Канада),
- P2M (Япония),
- C-PMBOK (Китай),
- South African NQF4 (ЮАР),
- CEPM (Индия), ,
- PROMAT (Южная Корея).
Роковой ошибкой было длительное непонимание необходимости создания Российского национального стандарта и подмена понятий СОВНЕТ, который создал НТК на основе стандартов IPMA, то есть речь идет только о компетенциях менеджмера проекта и азбуке проектного менеджмента.
Конечно, необходимо определить Стандарты оценки компетенции менеджера проекта. Примерами подобных документов являются:
- ICB IPMA Competence Baseline (IPMA),
- PMCDF (США), Cs-PMBOK (Китай),
- NCB UA (National Competence Baseline, Version 3.0) (Украина),
- НТК (Российская Федерация).
То есть, в течение длительного периода, в России просто отсутствует полноценный национальный стандарт. Я являюсь одним аз авторов стандарта ЕСУП, миссия которого как раз стать российским национальным стандартом, но пока он является только локальным
К глобальным стандартам относятся:
- стандарты ISO,
- PMI
- GAAPS,
- ОЭСР
- рекомендации UNIDO по инновационному развитию.
Это своего рода планка, ниже которой нельзя опускаться. С другой стороны, знание только на этом уровне заставляет плестись в самом хвосте развития.
В-третьих, но наверное - самое главное - существуют три уровня формализации: сильный, слабый и неформализованный. Когда мы принебрегаем хотя бы одним их этих уровней формализации - наступает катастрофа.
На уровне сильной формализации мы имеем руководства типа "бери и делай!", набор прописных истин, своего рода арифметика управления, общий универсальный компонент управления.
Слабоформализованные стандарты, инструменты и методы не могут быть точно скопированы и требуют знаний законов, среды, условий в которой они будут работать.
Например, конкретные методы тяготеют к разным полюсам управления. Стандарты PMI или Prince2 тяготеют к традиционному жесткому планированию "водопад" и реализуют процессные стандарты.
Или же, SCRUM или DSDM реализают детальную технологию и гибкое планирование. Строительство, проектирование или же НИР или разработка программного обеспечения предназначены для задач на разном уровне опеределенности, соответственно применяются разные методы управления - жесткие, адаптивные или гибкие.
Или же, SCRUM или DSDM реализают детальную технологию и гибкое планирование. Строительство, проектирование или же НИР или разработка программного обеспечения предназначены для задач на разном уровне опеределенности, соответственно применяются разные методы управления - жесткие, адаптивные или гибкие.
И наконец, неформализованные инструменты формируются в сфере менталитета, философии, традиции и представляют собой уникальную технологию, это высшая математика управления. Именно на этом уровне разрабатывается стратегия, миссия и уже в соответствии с ней производится управление.
Поэтому, когда мы пытаемся управлять без четкой стратегии, без определения важных для себя целей и тупо копируем чужой, пусть даже позитивный опыт мы получаем результат, который нас неприятно удивляет.
Если же мы даем себе труд осознать и сформулировать цели управления нашими проектами и инновациями и гармонизировать их со стратегией развития страны, региона, отрасли, своего бизнеса, то мы наконец, начнем строить или выбирать с толком соответствующие этим задачам стандарты, модели и инструменты.
ЧИТАЙТЕ, КОММЕНТИРУЙТЕ и ДОСТИГАЙТЕ БОЛЬШЕГО!
Успехов Вам в управлении проектами и инновациями!
Елена Карлинская
http://www.rpm-consult.ruhttp://www.innit.ru
http://karlinskaya.blogspot.com
skype: elenakarlinskaya
tel: +7-926-317-9501
e-mail: elenakarlinskaya0@gmail.com
Елена, честно говоря, тема этих стандартов для меня вроде китайской грамоты!))) Но читая статью, как будто слышу Ваш голос, чётко и убедительно рассказывающий об этом!
ОтветитьУдалить